Расшколивание/дескулинг

1
⠀Вы выбрали для детей СО без аттестаций, забрали детей из школ и находитесь в растерянности: как жить дальше?
⠀Эта тема для вас.

⠀Каждого родителя (даже самого уверенного в себе и своих силах) этот период СО сопровождают сомнения, нервозность, суета и даже паника (обычные «качели», не волнуйся).
⠀Худшее, что ты можешь сейчас сделать - это начать организовывать «школу дома»: взять те же учебники, расписание, методику и стремиться к тем же целям - к «пятёркам» за четверть, за триместр, за год.

⠀Избавься от этой идеи прямо сейчас, в эту минуту. Первое, с чего нужно начать - это комфортный период расшколивания - переходный период времени, который должен помочь ребёнку избавиться от школьного образа мышления и научить его познавать мир в неструктурированной обстановке. Такой период ещё называют дескулингом.

⠀Учителя начальных классов знают: первые пару месяцев к первоклассникам приковано пристальное внимание всей школы - идёт адаптационный период. Дети привыкают, приспосабливаются к неестественным для себя условиям. Ребёнок привыкает жить и действовать исходя не из собственных желаний и интересов, а по кем-то установленным для него порядкам и правилам: когда просыпаться, когда завтракать - обедать, что учить, кого слушать, о чём думать, с кем общаться, в какой одежде ходить, что с собой носить и т.д. и т.п.
⠀Процесс очень сложный. Это знает каждый взрослый, который хоть раз в жизни кардинально менял место работы. Но ребёнку сложнее в сто крат. Потому что он не понимает - зачем? Зачем ему это?

⠀⏹ Что интересно, дети, имеющие опыт посещения детсадов (опыт жизни в системе), ничуть не легче адаптируются к школе, чем дети, которых миновала участь посещения дошкольных учреждений. «В детсад нужно ходить, так как там готовят ребёнка к школе» - это миф. Не готовят. Им также тяжело привыкать. К обязанностям, к «долгу», к уравниловке, к усталости, к ограничениям и скуке.

⠀ И вот, спустя несколько месяцев, дети наконец «вписываются» в эту искусственно созданную систему! «Адаптация прошла успешно», - говорят педагоги. В классе тратится минимум времени на дисциплину, никто не опаздывает, бурный поток родительских вопросов остановлен. Ребёнок смог - все нюансы школьной жизни доведены до автоматизма, естественные потребности, истинные желания и мечты спрятаны «на потом». Теперь главное - быть «хорошим учеником» (не баловаться и приносить домой «пятёрки»).

⠀⭐ Расшколивание, дескулинг - обратная адаптация. Это процесс возвращения ребёнка в его исходное, естественное состояние, в котором главной движущей силой вновь станет природное любопытство.

⠀На эту тему доступно множество статей. В некоторых даже помогают высчитать количество месяцев, которое должно занять расшколивание в идеале. Но идеалов нет. Каждому ребёнку необходим свой собственный период полного покоя (речь не о постельном режиме, нет ✨), продолжительность которого зависит и от количества лет, проведённых за партой, и от «качества» опыта школьного времени, от темперамента ребёнка, от состояния его здоровья, от обстановки в семье, от уровня претензий к ребёнку взрослых членов семьи (включая бабушек и дедушек).

⠀Более того, через расшколивание пройти должен не только и не столько ребёнок, сколько его родители. Именно они со своими страхами и недоверием этот период могут затянуть и даже загубить.

⠀ Не тревожьте себя подсчётами. Вы не сможете высчитать наперёд - сколько месяцев займёт расшколивание. Но вы точно увидите его окончание: горящие глаза ребёнка, его живые мысли, мечты и идеи, новые интересы. Всё это будет означать одно: ребёнок возвращается к Себе. Расшколивание случилось. ⛅

⠀ О практических нюансах переходного периода - следующий пост.
2
⠀Расшколивание в теории, конечно, проще и понятнее. А на практике что делать?
⠀✅«Что делать, если ребёнок ничего не хочет?» - предательски стучит и стучит в висках. И вот уже подёргивается левый глаз, и нестерпимо хочется ускорить процесс, а мысль: «Всё напрасно» появляется чаще остальных.
⠀Знакомо? Помни: причина этого дискомфорта не снаружи, она в тебе. Держи себя в руках. И просто верь. Всем сердцем.

⠀Приготовься долго ничего не делать. Просто течь, как ручей. Долго - это может быть и месяц, и полгода, и год.
⠀Да, трудно. Ведь ты тоже «зашколена». Тебе тоже надо стереть из памяти и опыт школьницы, и роль «яжематери» (отличника, троечника - неважно), тебе тоже нужно время вернуться к себе.
⠀Вам пробуждаться одновременно. Ребёнок точно не будет тебе в этом мешать. А ты ему - сумеешь ли?
⠀Останови суету. Отпусти ожидания.
⠀Не ищи инструкций - их быть не может. Твой ребёнок - единственный и неповторимый, и условия, в которых он растёт - такие же.

⠀⚫ Несколько советов: что точно пойдёт вам на пользу.

⠀⚪ Избавьтесь от вещей, напоминающих о школе. Портфель, пенал, дневник, школьная форма, книжные обложки и т.д. - всё, что ребёнку напоминает о школьных нормах и правилах, нужно убрать из его комнаты, а лучше - из дома.
⠀Сделайте с ребёнком (когда он захочет) генеральную уборку в его комнате. Обновите, освежите обстановку. ✨

⠀⚪ Очень важно прекращение в семье разговоров на любые темы о школе (даже если опыт школьной жизни не был негативным).
⠀Вы не можете гарантировать, что ушли из школы навсегда. Поблагодарите школу за опыт и отпустите эту тему.
⠀Не нужно тратить энергию на то, что не является вашим миром. ⛔

⠀Дайте ребёнку выспаться.⛅

⠀⚪ Можно сделать перерыв и в посещении кружков и секций. Хотя бы на пару недель. Может оказаться, что и эти кружки ребёнку не по душе. ⏰

⠀⚪ Прогулки на свежем воздухе. Не походы по магазинам, учреждениям, а именно бесцельные пешие прогулки. ⛅⛺

⠀⚪ Каждый новый день проживайте с удовольствием, в заботе друг о друге. Находи поводы радовать и радоваться. Даже красивому закату в вашем окне.

⠀⚪ Чаще обнимай ребёнка, смотри ему в глаза. Просто так. Этот невербальный посыл: «Я люблю тебя. Я слышу тебя. Я с тобой», - он сильнее любых слов. ❤️❤️

⠀⚪ Учитывай темперамент ребёнка, предлагая ему что-то новое. Подвижным и общительным детям достаточно сменить вид деятельности, переключить их режим активности с привычного школьного на новый, индивидуальный. Детям медлительным и мечтательным обязателен период «бездействия» - период, когда никто не управляет, никто не вмешивается в его личное пространство.

⠀⚪ Постарайся как можно дольше при уходе на СО держать дистанцию в общении с особо активными родственниками. Вам совершенно ни к чему сейчас дополнительные раздражители.
⠀ Тем более ни одна беседа с окружающими не заставит их принять твою точку зрения. Не надейся на это.

⠀⚪ Искренне радуйся успехам и идеям, которыми ребёнок с тобой делится.
⠀ Конечно, можно, не вникая в суть, просто на ходу говорить: «Молодец». Но так ты рискуешь упустить нечто очень важное. Для себя.

⠀⚪ Поддерживай любое начинание, любую идею ребёнка, даже самую фантастическую. Всегда отвечай: «Да, пробуй!»
⠀ И не стесняйтся пробовать вместе с ним.

⠀ Скорее всего легко не будет.
⠀ Но когда захочется упрекнуть ребёнка в лени или непонимании, в нерасторопности или неблагодарности, вспоминай главное - природной любознательности он лишил себя не сам.
⠀ Если вдруг у тебя появится нестерпимое желание ускорить «процесс», посмотри на любое растение: не хочешь попробовать ускорить рост своего комнатного цветка? ☘

⠀ ☣ Когда почувствуешь, что ребёнок оттаял, ты обязательно найдёшь время поговорить и обсудить, каким путём вам идти дальше.
⠀ Это должен быть диалог на равных.
Без заискивания, давления и манипуляций.

⠀ Ты расскажешь ребёнку обо всех тонкостях образования в стране, обо всех доступных ему вариантах, ответишь на все вопросы и доверишь ему выбор своего пути.
⠀ Ты будешь внимательно слушать ребёнка.
⠀ Ты однажды увидишь: он знает, Что Делать!

⠀ И будешь просто ему помогать. ❤️