Первый класс

1
⠀Родители будущих первоклассников - самые взволнованные родители. Просто потому, что неизвестность всегда пугает. Море вопросов, страхов, ожиданий и волнений сопровождает процесс подготовки встречи со школой.
⠀Постараемся развеять хотя бы часть из них.
⠀Начнёт ваш малыш осваивать программу 1 класса в школе или в семье - неважно. Важно прожить этот ответственный "переходный" период максимально спокойно, чтобы у ребёнка слова "учиться" и "знания" в дальнейшей жизни вызывали только приятные эмоции.

⠀Итак, 1 класс. Что нужно знать о нём?

⠀В России принято зачислять детей в 1 класс в возрасте 7 лет. Выпускной в детском саду, и - бегом в школу. Готов ребёнок к школе - не готов, его приводят в класс и усаживают за парту. Потому что ему уже 7.
⠀Однако ст. 67 ФЗ 273 разрешает не привязываться к этой цифре (см. текст статьи закона в карусели).
⠀То есть можно зачислиться с 6,5 до 8 лет, а можно - раньше или позже.
⠀Главное - готовность ребёнка. Не путайте его умение читать с готовностью к обучению в школе. Физическое состояние, психологический настрой, коммуникативные навыки гораздо важнее.

⠀В 1 классе запрещена система балльного оценивания, а также символика, заменяющая цифровую отметку (плюсики, звёздочки,
смайлики, и т.п.).
⠀Запрещены задания на дом.
⠀В 1 классе запрещена ПА (смотри Письмо Министерства образования и науки РФ от 25 сентября 2000 г. N 2021/11-13 «Об организации обучения в первом классе...»).
⠀Все первоклассники переводятся во 2 класс, независимо от уровня освоения программы.

⠀Что дают эти знания для семей, решивших учить детей вне школы:

⠀1) Уведомлять УО о выборе СО можно и до исполнения ребёнку 8 лет, и позже. Но лучше не ожидать повышенного внимания к себе и заявить о своём решении как можно раньше. Если же вы забыли это сделать, и вас начинают тревожить - ссылайтесь на ст. 67 ФЗ на ваше право зачисляться в 1 класс позже 8 лет (при необходимости поясните, почему вы сочли ребёнка не готовым к школе ранее).
⠀2) После уведомления УО можно не беспокоиться об организации промежуточной аттестации за 1 класс и при желании готовиться к ПА сразу за 2 класс.

⠀ФЗ 273 «Об образовании в РФ» Ст. 67. Организация приема на обучение по основным общеобразовательным программам:
⠀1. <...> Получение начального общего образования в образовательных организациях начинается по достижении детьми возраста шести лет и шести месяцев при отсутствии противопоказаний по состоянию здоровья, но не позже достижения ими возраста восьми лет. По заявлению родителей (законных представителей) детей учредитель образовательной организации вправе разрешить приём детей в образовательную организацию по образовательным программам начального общего образования в более раннем или более позднем возрасте.

⠀Напоминаем о важности защиты персональных данных ваших детей. При поступлении в школу родители обычно не задумываясь подписывают согласие на обработку персональных данных детей, после чего все эти данные попадают в «Сетевой город. Образование» и другие автоматизированные информационные системы.

⠀Имейте в виду, что каждый гражданин страны, согласно ФЗ 210 (ст. 5 п. 3) имеет право получать все госуслуги в бумажном виде без автоматизированной обработки. Значит, вы имеете право настоять на том, чтобы данных вашего ребёнка в электронном журнале не было, и вся документация велась с помощью обычного журнала и обычного дневника. (Да, журнал на 1 ученика - это возможно и это практикуется).

⠀ФЗ N 210 «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (ред. от 01.04.2019).

⠀Статья 5.
⠀При получении государственных и муниципальных услуг заявители имеют право на:

⠀1) получение государственной или муниципальной услуги своевременно и в соответствии со стандартом предоставления государственной или муниципальной услуги;

⠀2) получение полной, актуальной и достоверной информации о порядке предоставления государственных и муниципальных услуг, в том числе в электронной форме;

⠀3) получение государственных и муниципальных услуг в электронной форме, если это не запрещено законом, а также в иных формах, предусмотренных законодательством РФ, ПО ВЫБОРУ ЗАЯВИТЕЛЯ.
2
⠀Каждую маму на первых этапах СО больше всего тревожат мысли: «Как учить? Кто будет учить? Успеем ли выучить?»
⠀Начать учиться с лёгкостью вам поможет алгоритм всего из 3-х шагов:

⠀I. Познакомиться с нормой знаний, умений и навыков, которыми ребёнок должен владеть к концу 1 класса.
⠀Для этого берёте любой учебник из федерального перечня (советую пользоваться учебниками УМК «Школа России»), открываете оглавление и видите темы, которые ребёнок должен усвоить за 1-й год обучения.
⠀Несерьёзность программы 1 класса вас приятно удивит.

⠀II. Определить тип ведущей деятельности для детей этого возраста. Для детей 6-8 лет это игровая деятельность. За партой долго не поиграешь!

⠀III. Действовать!
⠀Легко и непринуждённо.
⠀Без парт и тетрадок, хотя бы для начала.
⠀Все окружающие ребёнка предметы - это лучший дидактический материал! Каждый предмет можно описывать, обыгрывать, анализировать, изображать, воссоздавать.
⠀Буквы, цифры - они повсюду: вывески на магазинах, часы, афиши, упаковки товаров, календари, монеты, калькулятор, дорожные знаки. Обращайте на всё внимание и вовлекайте ребёнка в диалог и практическую деятельность с этой информацией.
⠀Писать буквы и цифры можно вместе! И на пляже, и в поезде, и в кафе. Палочкой на песке, мелом, мокрой кистью на стене, ручкой на салфетке. Выкладывайте их из пуговиц, камешков, палочек, ленточек.
⠀Давайте как можно больше возможностей вырезать, лепить, клеить, закрашивать, конструировать. В том числе буквы и цифры.
⠀Читайте. Чаще вместе ходите в книжные магазины, даже просто рассматривать книжки.
⠀Пытайтесь вводить в ваше общение письменную речь: записки друг другу (даже из двух слов «Люблю тебя»), список покупок, таблички с именами, смс, открытка бабушке и т.д.
⠀Повесьте офисную доску в комнате малыша. С цветными маркерами и магнитами. Пусть он заполняет её по своему усмотрению.
⠀К прописям можно перейти во 2-м полугодии, когда все буквы уже знакомы и прорисованы в свободном творчестве. Каждой строчке, прописанной ребёнком, радуйтесь. Обводите и подчёркивайте только удачные буквы.

⠀Всё перечисленное не назовёшь учёбой. Нет планов, режимов, расписаний, уроков, параграфов. Это активное общение с окружающим миром в диалоге с родителями.
⠀Постепенно исследовательская, творческая деятельность обязательно станет для ребёнка потребностью! Проявятся его истинные интересы, в каждом следующем классе нуждаться в вашем внимании он будет всё меньше и меньше. Придёт самостоятельность. Та, которую мы все так ждём.

⠀Приказ Минпросвещения России от 28.12.2018 N 345 (ред. от 08.05.2019) «О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».

⠀Основные требования к знаниям и умениям к концу 1 класса.

⠀РУССКИЙ ЯЗЫК

⠀Знать:
⠀- буквы русского алфавита;
⠀- отличие звука от буквы (звуки произносим и слышим, буквы видим и пишем);
⠀- написание словарных слов: арбуз, воробей, ворона, девочка, капуста, карандаш, коньки, лисица, мальчик, мебель, морковь, Москва, пальто, петух, посуда, Россия, собака, сорока, тарелка, учитель.

⠀Уметь:
⠀- различать гласные и согласные звуки и буквы, мягкие и твёрдые согласные звуки;
⠀- делить слова на слоги, выделять ударный, переносить слово по слогам;
⠀- списывать предложения;
⠀- употреблять заглавную букву в начале предложения, в именах и фамилиях людей, кличках животных.

⠀В конце 1 класса допустимо только контрольное списывание (не > 15 слов, включая предлоги), в крайнем случае словарный диктант (не > 15).
⠀Ошибки в тех орфограммах, которые не изучаются в 1 классе, не учитываются.

⠀Для СО: словарные слова не зубрите.
⠀Сделайте картонные карточки, напишите слова печатными буквами (высотой не < 5 см), выделяя важные буквы удобным вам способом.

И по мере интереса и востребованности прикрепляйте каждое слово магнитом к холодильнику. Даже если ребёнок ещё не читает.

⠀Например, рассаживается семья за столом полакомиться арбузом. Прикрепляете карточку со словом «арбуз» и обыгрываете ситуацию. Когда малыш захочет, пусть отнесёт эту карточку в свою комнату, к примеру, прикрепит к доске, нарисует рядом арбуз, спишет слово. Этого достаточно. В конце года пропишете слова в тетрадке.

⠀ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ

⠀Правильное, плавное чтение незнакомого текста с пониманием смысла прочитанного. Ориентировочный темп чтения незнакомого текста – 20-35 слов в минуту.

⠀Проверка скорости чтения в школах отменена.
⠀Измеряя темп чтения дома, не акцентируйте на этом внимание, не делайте этого против желания ребёнка.
⠀Скорость чтения имеет значение только в школе, т.к. читающий медленно ученик отстаёт от остальных в выполнении заданий. Дома же он всё выполняет в своём собственном ритме, и постепенно темп чтения будет увеличиваться.

⠀МАТЕМАТИКА

⠀Знать:
⠀- названия и последовательность чисел от 0 до 20;
⠀- названия и обозначение действий сложения и вычитания, их компонентов и результата (слагаемое, слагаемое, сумма; уменьшаемое, вычитаемое, разность);
⠀- таблицу сложения чисел в пределах 20 и соответствующие случаи вычитания.

⠀Уметь:
⠀- записывать и сравнивать числа в пределах 20;
⠀- решать примеры в 1 – 2 действия, задачи в 1 действие в пределах 10.
3
⠀Во время домашних занятий с ребёнком как можно дольше обходитесь без оценок. Даже если планируете со временем вернуться в школу.
⠀Наша задача - сохранить природную любознательность детей, пробудить их истинные интересы и желания.
⠀Оценки необходимы лишь школьной системе, где им определена роль «кнута и пряника». Это инструмент отчётности и искусственный мотиватор (эффективность которого очень спорна).
⠀По факту система оценивания в российских школа трёхбалльная: «1» не используется, с итоговой оценкой «2» учителя очень осторожничают. Остаются «3», «4» и «5».
⠀Три балла для определения уровня развития наших детей!
⠀Стоит ли относиться к такому оцениванию серьёзно? (И не настораживает ли вас то, что слова «оценка» и «цена» однокоренные?)

⠀К вопросу: «Успеем ли выучить?»

⠀Не стремитесь «успеть». Образование - не итог, это процесс. Он бесконечен. Он длиною в жизнь!
⠀Школа вынуждена делить этот процесс на удобные ей «отрезки», «блоки», «ступени», потому что школа - это система. Иначе системы не работают.
⠀А вы не в школе. Вы на воле! Заглядывайте в программу, но изредка. ПА сдавать не раньше 2-го класса, т.е., у вас не один, а два года в запасе. Поэтому не оттачивайте каждое умение сегодня. Оно обратится в навык само собой, со временем.
⠀И прописная буква А станет идеальной не в прописи, а в текстах ребёнка через год. И таблица сложения до 20 отлично запомнится, возможно, к середине 2-го класса. В процессе её практического использования, а не зубрёжки. Вовлекайте малыша в ежедневную практическую деятельность с числами!
⠀И практикуйте опережающее обучение. Всегда доверяйте детям задачи шире и глубже, чем их опыт или программа любого предмета!
⠀Уже в начале 1 класса можно показать малышу, как сложить в столбик 1111 и 2222. И сообщить, что теперь он умеет складывать тысячи!
⠀Радость ребёнка обеспечена!
⠀А это главное.

⠀Не ведите с ребёнком и при ребёнке негативных разговоров о школе, не пугайте школьными трудностями и неудачами ради послушания.
⠀Никто не знает, что будет завтра. Вполне возможно, что однажды ребёнку школьником стать придётся. Лучше ему быть свободным от тревог и страхов по этому поводу.

⠀Многие родители переживают: а как же праздник, первая линейка 1 сентября?
⠀Спросите ребёнка, хочет ли он отпраздновать свой собственный «День знаний», и если да, то как?
⠀Можно сходить на линейку в школу, посмотреть, как этот праздник проходит там.
⠀Если ребёнок в школу зачислен, пусть в этот день познакомится с библиотекой и торжественно получит свои первые учебники. (Об этом с библиотекарем надо договориться заранее).

⠀Всё в ваших силах и в ваших руках.
⠀Вы - творцы!
⠀Удачного учебного года!