Денежная компенсация за обучение

1
⠀До 2004 года денежная компенсация за обучение детей на СО выплачивалась семьям в соответствии со ст. 40 действующего в то время ФЗ «Об образовании в РФ». Статья эта утратила силу в результате принятия 22.08.2004 г. ФЗ N 122. Но закон об образовании в новой редакции финансовую поддержку семей на СО не отменил, а лишь передал полномочия для решения данного вопроса субъектам РФ. Другими словами - государство просто разрешило этот вопрос решать на местах.

⠀В ноябре 2013 г. руководителям органов исполнительной власти субъектов РФ было направлено Письмо Минобрнауки РФ N 1138/08, где разъясняется в том числе и тема введения компенсации семьям при выборе СО.

⠀26.02.2014 г. на пресс-конференции ИТАР - ТАСС предельно ясно насчёт данных компенсаций высказывается Министр образования и науки Д.Ливанов: «На федеральном уровне законодательство говорит о том, что в условиях нормативно-подушевого финансирования определённую сумму за каждого ребёнка получает именно та образовательная организация, в которой он получает общее образование. <...> Если это происходит в семье, то по законодательству эти выплаты должны получать семьи». (Видеоверсия конференции доступна на ютубе, посмотри).
⠀Министр ни словом не упомянул, что есть или могут быть для данных выплат какие-то условия. Эти выплаты должны получать семьи! И именно в той сумме, в какой её получают образовательные организации!

⠀01.01.2016 г. на нормативно-подушевое финансирование (НПФ) перешли все общеобразовательные организации РФ. Основной принцип НПФ: деньги следуют за учеником - образовательная организация получает деньги по числу детей, обучающихся в ней.

⠀Как же вопрос выплат компенсаций за обучение на СО все эти годы решается на деле?
⠀Практически никак. В случае перехода на СО государственные деньги (в полном объёме) за учеником... не идут.
⠀Куда они деваются?
⠀Вопрос без ответа.

⠀В большинстве субъектов РФ данная тема компенсаций тщательно замалчивается: поддержка семей, самостоятельно обучающих своих детей, не обсуждается, родители, требующие справедливости, получают «отписки» с отказом в помощи. Причины невыплат указываются разные: от «В бюджете денег нет» (куда они делись за время перехода ребёнка на СО?) до «Извините, не обязаны».

⠀Лишь несколько регионов РФ (всего 4 или 5) данный вопрос официально рассматривали, ещё меньше его воплощали в жизнь. Но выплаты компенсаций в этих регионах в большей степени - заслуга неравнодушных и стойких родителей, а не забота местных руководителей. Более того, выплаты эти некоторыми регионами в итоге были отменены, а там, где они осуществляются - это происходит с массой условий. Они определяются не автоматически на весь период обучения ребёнка вне школы, а утверждаются ежегодно и зависят от выполнения семьёй ряда довольно жёстких условий, например: обязательные ежегодные ПА в строгом соответствии со школьными (муниципальными, региональными) положениями о ПА или ПА за класс с определённым результатом (на оценки «4» и «5»), предоставление родителями в УО чеков, подтверждающих траты семьи на образование ребёнка и т.д. И размер ежемесячных компенсаций, конечно же, всегда минимальный. Не тот, о котором говорил Д.Ливанов.

⠀Естественно, о свободе и гармонии в процессе обучения в таких условиях речь идти не может.
⠀При таком подходе СО практически полностью теряет смысл.

⠀Региональные власти не хотят эту проблему видеть, а «докричаться» до них родителям очень сложно. Играет роль и малочисленность обучающихся вне школы детей в стране. Да и громко заявлять о себе и о своих требованиях мы либо не хотим, либо не умеем.
⠀Самый популярный ответ чиновников таков: «Вы сами выбрали эту форму образования. Возвращайтесь в школу и будет на вас финансирование».

⠀Безнадёжна ли сложившаяся ситуация? Кто виноват и что делать? Извечные вопросы на Руси.

⠀Точно одно: для того, чтобы ситуацию изменить, её нужно хорошо понимать.
⠀Вникай. Анализируй.

⠀Возможно, силой нашего «коллективного сознательного» запустятся позитивные изменения и в этой сфере.

⠀Или у тебя появится возможность и реальная власть влиять на эти вопросы лично (станешь депутатом, главой администрации города, области или его супругой/ом, например). Ведь и будущие министры просвещения страны точно сейчас находятся среди нас.

⠀О том, на что можно опереться в практических действиях при решении этой проблемы - пост следующий.
2
⠀Права и возможности получения всех видов общего образования в России по закону равны для всех.

⠀Согласно ст. 5 ФЗ N 273 общедоступность и бесплатность образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования <...> в РФ гарантируются независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.
⠀Другими словами, общедоступность и бесплатность общего образования в РФ безусловны.

⠀Ко ВСЕМ формам обучения действующее законодательство страны предъявляет единое требование соответствия результатов обучения федеральным государственным образовательным стандартам (ФГОС). Для того, чтобы выполнить данную государством задачу, семья, обучающая ребёнка самостоятельно, несёт финансовые затраты в том же объёме, что и любая муниципальная школа на каждого ученика.

⠀Но в реальности финансовое обеспечение детей, выбравших СО, государство брать на себя не хочет. Общедоступность и бесплатность образования к этой категории обучающихся не относятся.
⠀Семья вынуждена давать ребёнку образование полностью за свой счёт.

⠀Немногим лучше чувствуют себя дети, зачисленные в школу в качестве экстернов на весь период обучения.
⠀Этот вариант - лишь право выбора родителей, а не обязательное условие СО. Зачисление на весь период обучения ограничивает свободу развития ребёнка, и финансовой поддержки семьи (полноценной поддержки, согласно конкретным нормам подушевого финансирования в регионе) оно всё так же не предполагает. По факту дети, зачисляясь, получают лишь права - воспользоваться учебниками данной школы и получить справку для возможности льготного проезда в транспорте.
⠀Однако учебников в школах зачастую не хватает даже на школьников, учебники школы могут не соответствовать программам, выбранным для обучения семьёй, а льготы на проезд требуются далеко не всем детям.

⠀ То есть, даже детям, зачисленным в школу в статусе экстерна, не стоит рассчитывать на поддержку государства.

⠀При этом дети, обучающиеся в семьях, в обязанности подтверждать качественность образования ГИА со школьниками равны полностью.
⠀А родители равны со всеми гражданами РФ в обязанности в полном объёме платить государству налоги.
⠀Обязанности равные. Права нет.

⠀Несправедливость и лишение определённых прав людей по причине их принадлежности к определённой социальной группе имеет своё название, это - дискриминация.
⠀В отношении семей, выбравших СО, происходит нарушение и Конституции РФ, и ФЗ N 273, и норм международного права - Конвенции ООН по правам ребёнка и Конвенции ООН о борьбе с дискриминацией в области образования.

⠀Если есть желание восстановить свои права, родителям нужно обращаться с требованием о назначении компенсационных выплат в муниципальный и в региональный органы управления образованием, затем направить обращение в высший орган законодательной власти субъекта РФ - в законодательное собрание региона, в Комитет Госдумы РФ по образованию и науке. (Сайты всех перечисленных ведомств находятся в открытом доступе, отправить туда обращение - дело нескольких минут).
⠀После чего (подготовив все документы) можно обратиться в суд.

⠀Лучше всего, конечно, проходить всю эту процедуру не индивидуально, а коллективно, максимально объединившись с другими родителями города, региона.

⠀Всем органам власти всех субъектов РФ данная проблема известна. Все чиновники на всех уровнях много лет подряд сталкиваются с ней, практически ничего не решая. Но не нужно думать, что всё бесполезно. Серьёзных результатов нет и потому, что обращения родителей единичны, и потому что «отписки» чиновников их, как правило, останавливают. Родители быстро опускают руки.
⠀Хорошо - не во всех регионах.

⠀Семейное образование в стране набирает обороты. Государственная Дума анализирует проблемы, возникающие при его реализации. Проблему выплат компенсаций в том числе.

⠀Во всяком случае именно об этом говорит председатель Комитета Госдумы РФ по образованию и науке В.А.Никонов в своём письме к нам с вами.

⠀К чему приведёт неожиданная заинтересованность Госдумы темами СО - прогнозировать трудно (похоже на желание государства сделать ПА обязательной).

⠀Письмо председателя Комитета Госдумы РФ по образованию и науке В.А.Никонова прикреплено на канале СО в Telegram. (В нём же он благодарит население за неравнодушие, и даже приглашает участвовать в заседаниях. Идём?)

⠀Заявлять о дискриминации или нет - каждая семья решит для себя отдельно. Но давайте хотя бы задумаемся вместе.
⠀Это несложно.