Семейное образование

Сборник публикаций из закрытого канала Instagram о семейном образовании

Канал, с документацией по СО:
https://tmgo.me/family_education_rimmakaramova
Система образования в России

Система образования в России

⠀Ещё лето, но именно с сегодняшнего дня каждый дом, в котором растут школьники, начинает наполняться «осенними» мыслями - о приближении нового учебного года.
⠀Какие они, эти мысли? Что чувствуют в августе родители и дети?
Радость? Нетерпение? Жажду познания нового? Или тревогу и тоску? Тяжесть от ощущения, что ты опять что-то должен?
⠀Прислушайся к себе... Я знаю - подавляющему большинству из вас нерадостно.
⠀В чём же причина?
⠀В том, что в школе нам многое не нравится. Ранние подъемы, ссоры из-за оценок, обязанность соответствовать, осознание того, что твоего ребёнка просто делают удобным. Нас наполняет волнение, внутреннее сопротивление и даже страх.
⠀Что с этим делать? Давай разбираться!
⠀Что предлагает нам сегодня российское образование - по каким законам оно работает и как устроено?
⠀В карусели информация в виде таблиц (их можно увеличить двумя пальцами).
⠀Рассмотрев 1-ю таблицу, можно определить в ней место, имеющее отношение к твоему ребёнку сегодня, и путь, намеченный ему на будущее.
⠀2-я таблица о том, где и в каких формах государство позволяет детям строить образование.
⠀Скорее всего, здесь тебя ждут сюрпризы (иначе в стране не было бы переполненных школ и нехватки учителей).
⠀Да! Ходить в школу необязательно!
⠀Но из многообразия вариантов вы выбираете 11-летнюю принудительную зависимость от образовательной организации. И затем обречённо печалитесь.
⠀До 1 сентября ещё целый месяц. И мы можем провести его приятно и радостно.
⠀Наполеон, Л. Бетховен, А. Эйнштейн, А. Пушкин, В. Маяковский, А. Чехов, А. Кристи, Ч. Чаплин, Т. Эдисон , У. Черчилль, Л. Толстой, принцесса Диана, Б. Гейтс, К. Циолковский, Д. Менделеев, И.Бродский - этими людьми восхищается весь мир. Но ни один из них не сдал бы сегодня ЕГЭ.
Семейное образование. Самообразование

Семейное образование. Самообразование

⠀Существует две формы обучения вне образовательных организаций - семейное образование (СО) и самообразование. То есть дома, в семье.
⠀В форме самообразования может обучаться ребёнок закончивший 9 классов, успешно сдавший ГИА (п. 2 ст. 63).

⠀Независимо от форм обучения, все школьники в РФ обязательно сдают государственную итоговую аттестацию (ГИА) в 9 и 11 классах. Вместе со всеми, в обычной школе. Там же они получают аттестаты об ООО и о среднем общем образовании. Обычные, бумажные - единого образца для всех выпускников РФ.

⠀ВАЖНО! Не путайте термины! «Домашнее обучение» и «семейное образование» - это не одно и то же! Домашнее обучение - это обучение школой(!) больных детей на дому. Ребёнок имеет справку о невозможности посещать школу, и учителя идут к нему домой. Таких деток немало. Поэтому часто можно услышать: «Что вы, мы не больные, нам домашнее обучение не нужно!»

⠀Для того, чтобы перейти на СО нужно только ЖЕЛАНИЕ. Твоё и твоего ребёнка.

⠀Если у вас есть это желание, то в любое время года вы идёте в местное Управление Образованием с двумя экземплярами заявления о своём решении, регистрируете их у секретаря, один экземпляр оставляете им, а второй несете домой и бережно храните.

⠀Заявление лучше писать ручкой в свободной форме. В бланках заявлений, выдаваемых УО, может оказаться информация, которая расходится с вашими пожеланиями.

⠀ВСЁ! С этого момента учебный процесс больше неподконтролен чиновникам. Кто будет учить, в каком порядке, режиме и по каким учебникам - все эти вопросы вы решаете сами. Так, как это удобно именно твоему ребёнку и твоей семье. Про текущую аттестацию можете забыть, дневник выбросить, на вопросы о тонкостях ваших занятий никому не отвечать.

⠀ГИА в 9 и 11 кл. и промежуточная аттестация (ПА) в 9, 10, 11 классах обязательна. ПА с 1 по 8 кл. - это только ваше право.

⠀Если хотите аттестовываться по классам, определитесь:
⠀- что для вас удобнее - обычная школа или дистанционный вариант (образовательные интернет-порталы);
⠀- будете ли вы зачисляться в школу.
Быть зачисленным в школу можно:
⠀- на весь период образования;
⠀- на 1 год;
⠀- на период ПА (если будете сдавать в конце года сразу все предметы);
⠀- всего на 1 экзамен ПА.

⠀Первые два варианта позволят находиться в контингенте ОО и пользоваться его ресурсами (библиотека, кружки, внеклассные мероприятия). Но вы будете привязаны к уже составленному графику ПА и к обязанностям согласно локальным актам школы.

⠀Два последних варианта - полная свобода. Подготовился - пришёл, сдал, ушёл и никаких отношений с системой.

⠀Не торопись окунаться в проблемы по поводу организации своего собственного стиля и режима обучения. Доверься себе и своему ребёнку, дай время на осмысление нового статуса. Изучай сайты, статьи, видеоуроки, посвящённые СО. Постепенно все решения придут сами собой.
Шаг 1

Шаг 1

⠀Начинаем с уведомления управления образованием (УО) о выборе семейного образования.
Регистрируете 2 экземпляра у секретаря начальника УО, проверяете на своём экземпляре наличие входящего номера, подписи секретаря, даты приёма заявления.
⠀ВСЕ! Вы перешли на СО.

⠀Приобретаете удобную папку для хранения всей документации, которая будет сопровождать ваши дальнейшие действия (копии заявлений, приказов, официальных ответов, справок с оценками за ПА, личное дело ребенка и др.) Это обязательно! Чёткость в ведении документации - залог уверенности и спокойствия семьи.
⠀Положили в папку ваш экземпляр уведомления и УСПОКОИЛИСЬ!
Остановите суету внутри и снаружи. Спокойно обдумывайте, каким путём пойдёте дальше.

⠀До 9 класса есть несколько вариантов.
1) Полная свобода от школы и аттестаций.
2) Вариант независимости от школы и аттестаций по мере желания и готовности ребёнка (можно без привязки к классам).
3) Дистанционная учёба с аттестациями.
4) Взаимодействие в течение учебного года с вашей школой, сдача в ней аттестаций по всем предметам текущего класса.

⠀Выбрали свой вариант? Идите в школу.
⠀Для вариантов 1, 2, 3: отчисляетесь из школы и забираете документы, далее действуете по собственному усмотрению.
⠀Для варианта 4: не допускаете отчисления (а могут попросить об этом), просите начать обсуждение вопросов организации аттестаций за класс в течение учебного года. Взаимодействие со школой - с соблюдением прав и желаний ребёнка.

⠀Совет для всех вариантов: требуйте удаления персональных данных детей из информационных систем (важность этого шага изучайте пока самостоятельно в интернете).

⠀В любой момент выбранный вариант можно легко изменить одним вашим заявлением.

⠀Всегда пишите заявления в 2-х экземплярах. Один экземпляр должен храниться у вас.

⠀Образцы всех заявлений к данному посту мы разместим в отдельном телеграмм-канале. Ссылку на него получат все участники закрытого аккаунта.

⠀Что нужно знать об отчислении!

⠀Отчисление из школы (ст.61 ФЗ 273) возможно:
⠀- по инициативе родителей учащихся или совершеннолетних учащихся;
⠀- по инициативе школы - как мера дисциплинарного взыскания (к учащемуся, достигшему возраста 15 лет);
⠀- в случае ликвидации школы.
⠀Если школа не ликвидируется, и к ребёнку не было применено взыскание, то решение об отчислении можете принять только вы!

⠀Зачисление/отчисление обучающихся происходит исключительно по воле родителей, выраженной в заявлении и сопровождается распорядительными актами (приказами) директора школы.
⠀Не действуйте против своей воли.
Личное дело

Личное дело

⠀Личное дело (ЛД) учащегося - это комплект документов, в обязательном порядке составленный и оформленный в образовательном учреждении (ОУ), где его пополняют и хранят весь период обучения ребёнка. Полномочия ОУ в отношении ЛД учеников регламентированы приказом Минобрнауки РФ, определяющим порядок приёма граждан на обучение.
⠀ЛД учащегося школы содержит документы, предоставляющие исчерпывающую личную информацию и данные относительно академических успехов ученика.
⠀Первым документом, который оформляется в ЛД, становится личная карта обучающегося (образец бланка выложим в телеграмм канале). Затем в ЛД вносят документы, необходимые для приёма ребёнка в школу.

⠀Следите за тем, где находится ЛД после отчисления ребёнка! Оно не должно оставаться в ОУ.

⠀Имейте в виду:
⠀- отчисление сопровождается заявлением родителя, ответным приказом директора ОУ и выдачей ЛД родителю на руки.
⠀- отчисленный ребёнок не имеет никакого отношения к "бывшей" школе (как и к остальным школам в стране, в которые он не зачислен).
⠀- выдавать ЛД на руки родителю при отчислении ребёнка директора школы обязывает Приказ Минобрнауки России от 12.03.2014 N 177 (ред. от 17.01.2019).
⠀Управление образованием не имеет права взаимодействовать ни с ребенком, ни с родителем, поскольку оно не оказывает услуг ни по обучению, ни по аттестации.

⠀Если не контролировать эти процессы, могут возникнуть неприятности.
⠀Примеры ниже.
⠀- Приказ об отчислении издан, но ЛД лежит в школе, и школа считает, что ребенок к ней «приписан» (данный термин отсутствует в законодательстве) и продолжает контролировать его деятельность.
⠀- Родитель, не обратившись с заявлением об отчислении, считает ребёнка отчисленным ("мы же на СО!"), а у ребёнка неожиданно появляется академическая задолженность, т.к. он не явился на аттестацию.

⠀Если ребёнок продолжает числиться в списках школы (в качестве экстерна) и промежуточная аттестация (ПА) за класс проходят в соответствии с утверждённым графиком, то ведением ЛД полностью занимается администрация школы.

⠀Если родители забирают ЛД, и правом на ПА пользуются по своему усмотрению, то они пишут заявления о зачислении на каждую аттестацию и, как правило, получают справки о её прохождении, которые подклеивают в дело самостоятельно. Этот вопрос регулируется локальными актами школы.

⠀Во всех нюансах ведения документации на СО надо разобраться заранее (до первой аттестации ребёнка), чтобы не допустить проблем. Просите копии всех локальных актов школы по теме СО и изучайте их дома.

⠀При переходе на СО с отчислением из школы необходимо забрать ВСЕ документы, включая медицинскую карту ребёнка (продолжаем изучать тему защиты персональных данных).

⠀Основание для получения ЛД ребёнка на руки при переходе на СО - Приказ Минобрнауки России от 12.03.2014 N 177:

⠀п.7. На основании заявления совершеннолетнего обучающегося или родителей (законных представителей) несовершеннолетнего обучающегося об отчислении в порядке перевода исходная организация в 3-дневный срок издает распорядительный акт об отчислении обучающегося в порядке перевода с указанием принимающей организации.

⠀п.8. Исходная организация выдает совершеннолетнему обучающемуся или родителям (законным представителям) несовершеннолетнего обучающегося следующие документы: ЛД обучающегося, документы, содержащие информацию об успеваемости в текущем учебном году, заверенные печатью исходной организации и подписью ее руководителя.

⠀п.12. Принимающая организация при зачислении обучающегося, отчисленного из исходной организации, в течение двух рабочих дней с даты издания распорядительного акта о зачислении обучающегося в порядке перевода письменно уведомляет исходную организацию о номере и дате распорядительного акта о зачислении обучающегося в принимающую организацию.

⠀Принимающая сторона на СО – семья, либо ОУ, по заявлению родителей организующая ПА (если в этом возникнет необходимость).

⠀За нарушение порядка приёма в ОУ, за отказ в выдаче документов администрация ОУ несёт административную ответственность.
Промежуточная аттестация 1

Промежуточная аттестация 1

⠀Промежуточная аттестация (ПА) – это механизм контроля результатов освоения обучающимися всего объема/части учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) образовательной программы.
⠀В школе итог ПА - это годовая оценка по каждому предмету учебного плана, которая выводится как среднее арифметическое четвертных (полугодовых, триместровых) оценок.

⠀Не пугайтесь обилия последующей информации. В реальности она вся сразу вам не потребуется. Следуйте выбранному семьёй маршруту, выстраивая его с помощью образцов заявлений (из телеграм канала). Правовая база станет ясной и понятной постепенно.

⠀ФЗ 273 «Об образовании в РФ» право определять порядок ПА отдаёт школе (ст. 28).
⠀Обучающемуся в форме СО этот закон (ст. 34 ч.3) даёт право на аттестацию в качестве экстерна.

⠀Если вы планируете проходить ПА, организовывайте её на максимально выгодных для ребёнка условиях!

⠀Зачисление в качестве экстерна может произойти в любом возрасте в любой класс. Даже обязательная ГИА не привязана законом к конкретному возрасту.
⠀Нет обязанности сдавать ПА ежегодно.
⠀Экстерн не обязан предъявлять результаты аттестаций за предыдущие классы.
⠀В каком объёме сдавать предмет, сколько предметов выбрать для аттестации, какую школу выбрать для прохождения ПА, какой период времени числиться в школе – все это решают родители.
⠀Длительность ПА за класс тоже определяет родитель. Например, можно зачислиться в сентябре, получить учебники и консультации, а подготовиться и сдать ПА в мае.
⠀Все обучающиеся независимо от формы образования имеют право на индивидуальный учебный план (ИУП) (ст. 34 ч.1 п.3).
⠀ИУП позволяет предметы изучать, а значит и сдавать, блочно: например, в сентябре весь курс русского языка, в октябре - литературы, и т.д.
⠀Блочное изучение дает возможность избежать четвертных, триместровых, полугодовых аттестаций.
⠀Предоставлять свой ИУП школе вы не обязаны.

⠀Кроме того, от изучения некоторых предметов на СО можно отказаться.

⠀Ниже: что такое БУП, об экстернах и их правах.

⠀Любой учебный план (как школьный, так и индивидуальный) составляется на основе Федерального базисного учебного плана (БУП) для образовательных учреждений РФ. Это нормативный правовой акт, устанавливающий перечень учебных предметов и объём учебного времени.
⠀В нём определён федеральный минимум предметной нагрузки по классам.
⠀Школа обычно к федеральному минимуму добавляет несколько предметов. Они необязательны для изучения на СО.

⠀Экстерны - лица, зачисленные в организацию, осуществляющую образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам, для прохождения промежуточной и государственной итоговой аттестации (согласно ФЗ 273 ст. 33 ч. 1).

⠀Лица, осваивающие основную образовательную программу в форме самообразования или семейного образования либо обучавшиеся по не имеющей государственной аккредитации образовательной программе, вправе пройти ЭКСТЕРНОМ промежуточную и государственную итоговую аттестацию в организации, осуществляющей образовательную деятельность по соответствующей имеющей государственную аккредитацию образовательной программе. … При прохождении аттестации экстерны пользуются академическими правами обучающихся по соответствующей образовательной программе (согласно ФЗ 273 ст. 34 ч. 3).
Промежуточная аттестация 2

Промежуточная аттестация 2

⠀Пост для тех, кто примет решение обучать ребёнка в форме СО и аттестовываться в обычной школе. В дистанционных школах свои правила организации ПА, одинаковые для всех экстернов, и вы либо соглашаетесь с ними, либо нет.

⠀Что нужно знать для того, чтобы аттестация в школе прошла для ребёнка максимально комфортно?

⠀В случае, если после перехода на СО вы продолжите сотрудничество со школой, начинайте обсуждение графика и форм ПА как можно раньше. Этот процесс может затянуться по времени, пока вы и руководство школы придёте к согласию по всем вопросам.

⠀Если ребёнок учится в спортивной школе или в школе искусств, то ПА по физкультуре, ИЗО, музыке можно не сдавать. По этим предметам в ЛД просто переносится оценка из справки, выданной учреждением дополнительного образования.

⠀Требуйте проведения консультаций с учителем, готовящим контрольную работу. На ней вам должны вручить демонстрационный вариант работы (взятый из сборников, рекомендованных Министерством образования, а не придуманный кем-то за день до экзамена) и критерии оценивания.

⠀Освободите ребёнка в начальной школе от заучивания наизусть стихов школьной программы. Нет чёткого перечня для заучивания их наизусть в начальной школе (возможно, нет его и в старших классах).

⠀Комиссия для принятия ПА создается только в случае её пересдачи. Для первого раза она не требуется (в кабинете только учитель, ребёнок и родитель).

⠀Сразу успокойте ребёнка: на каждом экзамене вы будете находиться в кабинете вместе (можешь фиксировать происходящее на видеокамеру или диктофон, можешь сразу останавливать ход аттестации, если у тебя возникло сомнение в правильности происходящего).

⠀Прежде, чем текст контрольной работы попадет в руки ребёнка, просмотри его сама.

⠀В случае, если ребёнок не явился на экзамен (при утверждённом графике ПА), или получил "2", у него возникает академическая задолженность. Не паникуй! Ликвидировать задолженность можно в течение года.

⠀Пересдавать экзамен можно 2 раза.
Не получилось? Придётся вернуться в школу. 4, 9 и 11 классы - в тот же класс, остальные - в следующий. В школе можно учиться и очно, и заочно. А дальше избавляйтесь от задолженностей и снова переходите на СО.

⠀Если чем-либо из перечисленного воспользоваться вам не дают, ссылаясь на какие-то внутренние (школьные, городские, районные, и даже региональные) положения и приказы, знайте, что согласно ФЗ 273 ст. 30 ч. 4, эти локальные акты подлежат отмене, т.к. ущемляют права твоего ребёнка.

⠀ФЗ 273 "Об образовании в РФ"
⠀Статья 30. Локальные нормативные акты, содержащие нормы, регулирующие образовательные отношения.
⠀ч. 4. Нормы локальных нормативных актов, ухудшающие положение обучающихся или работников образовательной организации по сравнению с установленным законодательством об образовании, трудовым законодательством положением либо принятые с нарушением установленного порядка, не применяются и подлежат отмене образовательной организацией.
Сочетание форм обучения

Сочетание форм обучения

⠀Пост о возможностях, которые предлагает известная нам ст. 17 ч. 4 ФЗ 273.
⠀Обучаться можно дома (семейно и самостоятельно), в школе (очно, заочно или очно-заочно), а также разрешено сочетание всех перечисленных форм. Что это значит?

⠀А значит это, что волнений по поводу изучения на СО каких-то "особо сложных" предметов быть не должно. Сочетайте!
⠀Боитесь самостоятельно изучать химию и физику? Переведите эти предметы на очное в школу. Или на заочное, что предполагает больше свободы.
⠀К примеру, можно химию изучать очно, физику заочно, всё остальное - на СО. Здесь есть минус - придётся подстраиваться под школьное расписание и его неожиданные, незапланированные изменения. Плюс - по этим предметам ребёнок будет свободен от ПА.

⠀Благодаря праву сочетать все формы обучения организовать процесс максимально комфортно можно и в образовательной организации.
⠀Обучаясь в школе, переведите на СО:
⠀- предметы, не входящие в список федерального минимума 9 класса,
и ребёнок становится полностью свободен от этих занятий (ни уроков, ни ПА).
⠀- все кружки и внеурочные занятия (во многих школах они добровольно-принудительны).

⠀Ребёнок вместо этих уроков имеет часы свободного времени! Он может в это время делать в библиотеке домашнюю работу по другим предметам. Или просто читать. Может гулять во дворе школы, восстанавливаться, отдыхать. Или в столовой спокойно поесть.

⠀Обратите внимание на следующие предметы:
⠀- ОРКСЭ в 4 классе. Зачастую его в расписании ставят 5-м уроком, поэтому можно просто уходить домой.
⠀- Технология, ИЗО, музыка. До 9 класса есть возможность пережить эти предметы на СО без посещения и без аттестаций.
⠀- Физическая культура. Если ребёнок спортом занимается в специализированных учебных заведениях, то в школе от этих уроков он может быть полностью освобожден. Если ребёнок не спортсмен - можно договориться о сдаче ПА по физкультуре в форме творческих работ (рефератов, проектов в виде презентаций и т.п.)

⠀Боитесь сразу полностью уходить на СО? Перейдите на заочное на одну четверть (на месяц, год). Если не понравится - вернётесь на очное.
Можно сразу на СО. Попробовали четверть и не понравилось, ребёнок скучает по школе? Вернитесь туда. Например, сначала на основные предметы.
⠀На СО с очного можно перейти, например, только на период необходимого длительного отъезда (если вам не позволяют так долго отсутствовать, пугают неаттестациями по предметам и другими санкциями). Уехали на пару месяцев, вернулись, перевелись снова на очное и не потребуются за этот период никакие аттестации.

⠀Для того, чтобы не потерять место в своём классе, останьтесь на очном по самому лёгкому предмету, который стоит в расписании 1 раз в неделю. Например, по ИЗО. И ребенок останется в списке класса. По прибытию сдаст 2-3 рисунка и за четверть будет аттестован.

⠀Всё для вас! Просторы вариантов собственного образовательного маршрута безграничны! Выстраивайте свой путь смело. Помните: переходить с одной формы на другую можно в любой момент, сколько угодно раз.

⠀Статья 17. Формы получения образования и формы обучения

⠀1. В РФ образование может быть получено:
⠀1) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность;
⠀2) вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность (в форме семейного образования и самообразования).

⠀2. Обучение в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, с учетом потребностей, возможностей личности и в зависимости от объема обязательных занятий педагогического работника с обучающимися осуществляется в очной, очно-заочной или заочной форме.

⠀3. Обучение в форме семейного образования и самообразования осуществляется с правом последующего прохождения в соответствии с ч. 3 ст. 34 настоящего Федерального закона промежуточной и государственной итоговой аттестации в организациях, осуществляющих образовательную деятельность.

⠀4. Допускается сочетание различных форм получения образования и форм обучения.
Количество предметов на СО

Количество предметов на СО

⠀Сегодняшний пост - об обязательных и необязательных для изучения на СО предметах.
⠀Учебные планы, которые используются в государственных общеобразовательных организациях, состоят из 3-х компонентов:
⠀- федерального,
⠀- регионального,
⠀- компонента образовательной организации.
⠀Первый - это федеральный базисный учебный план (БУП). Этот компонент является инвариантной частью школьных учебных планов. Обязателен для всех школ России.
⠀Два последних компонента являются вариативными. От изучения предметов, входящих в вариативную часть учебного плана школы, можно отказаться (для лучшего представления смотрите таблицы в Telegram-канале).

⠀Если вы перешли на СО, предметы, не входящие в федеральный минимум, можете не изучать и не вносить их в график предметов для ПА.
⠀Школа, скорее всего, будет возражать против вашего перечня предметов для ПА на основании того, что "пропущенные" вами предметы входят в учебный план этой школы. Сначала устно (а при необходимости письменно) даёте им простой ответ: "Учебный план вашей школы нас не касается, т.к. ребёнок не является учащимся вашей школы. Наш ребёнок в соответствии со ст. 34 закона об образовании учится по индивидуальному учебному плану и выбирает для изучения только предметы обязательного федерального минимума."

⠀Не вступайте в дискуссии с администрацией школы. На ваши письменные предложения по организации ПА в соответствии с предложенным графиком аттестаций спокойно требуйте и ожидайте письменные ответы. На это может уйти довольно много времени, поэтому организовывать ПА за класс (с утверждением графика ПА) стоит начинать в начале сентября.
В случае, если администрация школы затягивает время, заявление о ПА за класс по всем предметам аннулируйте и сдавайте каждый предмет по отдельности. (Отдельным заявлением зачисляясь для этого в школу и после аттестации по каждому предмету отчисляясь.)

⠀Напоминаем: образцы необходимых заявлений находятся в Telegram - канале "Римма Карамова. Семейное образование».

⠀Для того чтобы выяснить, какие предметы входят в федеральный БУП в текущем учебном году, нужно найти и изучить Приказ Минобразования РФ "Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования" от 09.03.2004 N 1312 (ред. 01.02.2012).
⠀Если в столбике вашего класса напротив каких-то предметов стоит прочерк – это значит, что в федеральный (обязательный) минимум для данного класса этот предмет не входит.

⠀С введением в 2009 году новых Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС), школы от старого БУПа 2004 года к новым федеральным документам переходят постепенно.
⠀Регулярно следите за изменениями и дополнениями в данном вопросе.
⠀Информацию о перечне предметов вашего класса, входящих в текущем учебном году в инвариантную часть учебного плана, можно уточнить, запросив её у директора школы (заявлением).
Первый класс 1

Первый класс 1

⠀Родители будущих первоклассников - самые взволнованные родители. Просто потому, что неизвестность всегда пугает. Море вопросов, страхов, ожиданий и волнений сопровождает процесс подготовки встречи со школой.
⠀Постараемся развеять хотя бы часть из них.
⠀Начнёт ваш малыш осваивать программу 1 класса в школе или в семье - неважно. Важно прожить этот ответственный "переходный" период максимально спокойно, чтобы у ребёнка слова "учиться" и "знания" в дальнейшей жизни вызывали только приятные эмоции.

⠀Итак, 1 класс. Что нужно знать о нём?

⠀В России принято зачислять детей в 1 класс в возрасте 7 лет. Выпускной в детском саду, и - бегом в школу. Готов ребёнок к школе - не готов, его приводят в класс и усаживают за парту. Потому что ему уже 7.
⠀Однако ст. 67 ФЗ 273 разрешает не привязываться к этой цифре (см. текст статьи закона в карусели).
⠀То есть можно зачислиться с 6,5 до 8 лет, а можно - раньше или позже.
⠀Главное - готовность ребёнка. Не путайте его умение читать с готовностью к обучению в школе. Физическое состояние, психологический настрой, коммуникативные навыки гораздо важнее.

⠀В 1 классе запрещена система балльного оценивания, а также символика, заменяющая цифровую отметку (плюсики, звёздочки,
смайлики, и т.п.).
⠀Запрещены задания на дом.
⠀В 1 классе запрещена ПА (смотри Письмо Министерства образования и науки РФ от 25 сентября 2000 г. N 2021/11-13 «Об организации обучения в первом классе...»).
⠀Все первоклассники переводятся во 2 класс, независимо от уровня освоения программы.

⠀Что дают эти знания для семей, решивших учить детей вне школы:

⠀1) Уведомлять УО о выборе СО можно и до исполнения ребёнку 8 лет, и позже. Но лучше не ожидать повышенного внимания к себе и заявить о своём решении как можно раньше. Если же вы забыли это сделать, и вас начинают тревожить - ссылайтесь на ст. 67 ФЗ на ваше право зачисляться в 1 класс позже 8 лет (при необходимости поясните, почему вы сочли ребёнка не готовым к школе ранее).
⠀2) После уведомления УО можно не беспокоиться об организации промежуточной аттестации за 1 класс и при желании готовиться к ПА сразу за 2 класс.

⠀ФЗ 273 «Об образовании в РФ» Ст. 67. Организация приема на обучение по основным общеобразовательным программам:
⠀1. <...> Получение начального общего образования в образовательных организациях начинается по достижении детьми возраста шести лет и шести месяцев при отсутствии противопоказаний по состоянию здоровья, но не позже достижения ими возраста восьми лет. По заявлению родителей (законных представителей) детей учредитель образовательной организации вправе разрешить приём детей в образовательную организацию по образовательным программам начального общего образования в более раннем или более позднем возрасте.

⠀Напоминаем о важности защиты персональных данных ваших детей. При поступлении в школу родители обычно не задумываясь подписывают согласие на обработку персональных данных детей, после чего все эти данные попадают в «Сетевой город. Образование» и другие автоматизированные информационные системы.

⠀Имейте в виду, что каждый гражданин страны, согласно ФЗ 210 (ст. 5 п. 3) имеет право получать все госуслуги в бумажном виде без автоматизированной обработки. Значит, вы имеете право настоять на том, чтобы данных вашего ребёнка в электронном журнале не было, и вся документация велась с помощью обычного журнала и обычного дневника. (Да, журнал на 1 ученика - это возможно и это практикуется).

⠀ФЗ N 210 «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (ред. от 01.04.2019).

⠀Статья 5.
⠀При получении государственных и муниципальных услуг заявители имеют право на:

⠀1) получение государственной или муниципальной услуги своевременно и в соответствии со стандартом предоставления государственной или муниципальной услуги;

⠀2) получение полной, актуальной и достоверной информации о порядке предоставления государственных и муниципальных услуг, в том числе в электронной форме;

⠀3) получение государственных и муниципальных услуг в электронной форме, если это не запрещено законом, а также в иных формах, предусмотренных законодательством РФ, ПО ВЫБОРУ ЗАЯВИТЕЛЯ.
Первый класс 2

Первый класс 2

⠀Каждую маму на первых этапах СО больше всего тревожат мысли: «Как учить? Кто будет учить? Успеем ли выучить?»
⠀Начать учиться с лёгкостью вам поможет алгоритм всего из 3-х шагов:

⠀I. Познакомиться с нормой знаний, умений и навыков, которыми ребёнок должен владеть к концу 1 класса.
⠀Для этого берёте любой учебник из федерального перечня (советую пользоваться учебниками УМК «Школа России»), открываете оглавление и видите темы, которые ребёнок должен усвоить за 1-й год обучения.
⠀Несерьёзность программы 1 класса вас приятно удивит.

⠀II. Определить тип ведущей деятельности для детей этого возраста. Для детей 6-8 лет это игровая деятельность. За партой долго не поиграешь!

⠀III. Действовать!
⠀Легко и непринуждённо.
⠀Без парт и тетрадок, хотя бы для начала.
⠀Все окружающие ребёнка предметы - это лучший дидактический материал! Каждый предмет можно описывать, обыгрывать, анализировать, изображать, воссоздавать.
⠀Буквы, цифры - они повсюду: вывески на магазинах, часы, афиши, упаковки товаров, календари, монеты, калькулятор, дорожные знаки. Обращайте на всё внимание и вовлекайте ребёнка в диалог и практическую деятельность с этой информацией.
⠀Писать буквы и цифры можно вместе! И на пляже, и в поезде, и в кафе. Палочкой на песке, мелом, мокрой кистью на стене, ручкой на салфетке. Выкладывайте их из пуговиц, камешков, палочек, ленточек.
⠀Давайте как можно больше возможностей вырезать, лепить, клеить, закрашивать, конструировать. В том числе буквы и цифры.
⠀Читайте. Чаще вместе ходите в книжные магазины, даже просто рассматривать книжки.
⠀Пытайтесь вводить в ваше общение письменную речь: записки друг другу (даже из двух слов «Люблю тебя»), список покупок, таблички с именами, смс, открытка бабушке и т.д.
⠀Повесьте офисную доску в комнате малыша. С цветными маркерами и магнитами. Пусть он заполняет её по своему усмотрению.
⠀К прописям можно перейти во 2-м полугодии, когда все буквы уже знакомы и прорисованы в свободном творчестве. Каждой строчке, прописанной ребёнком, радуйтесь. Обводите и подчёркивайте только удачные буквы.

⠀Всё перечисленное не назовёшь учёбой. Нет планов, режимов, расписаний, уроков, параграфов. Это активное общение с окружающим миром в диалоге с родителями.
⠀Постепенно исследовательская, творческая деятельность обязательно станет для ребёнка потребностью! Проявятся его истинные интересы, в каждом следующем классе нуждаться в вашем внимании он будет всё меньше и меньше. Придёт самостоятельность. Та, которую мы все так ждём.

⠀Приказ Минпросвещения России от 28.12.2018 N 345 (ред. от 08.05.2019) «О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».

⠀Основные требования к знаниям и умениям к концу 1 класса.

⠀РУССКИЙ ЯЗЫК

⠀Знать:
⠀- буквы русского алфавита;
⠀- отличие звука от буквы (звуки произносим и слышим, буквы видим и пишем);
⠀- написание словарных слов: арбуз, воробей, ворона, девочка, капуста, карандаш, коньки, лисица, мальчик, мебель, морковь, Москва, пальто, петух, посуда, Россия, собака, сорока, тарелка, учитель.

⠀Уметь:
⠀- различать гласные и согласные звуки и буквы, мягкие и твёрдые согласные звуки;
⠀- делить слова на слоги, выделять ударный, переносить слово по слогам;
⠀- списывать предложения;
⠀- употреблять заглавную букву в начале предложения, в именах и фамилиях людей, кличках животных.

⠀В конце 1 класса допустимо только контрольное списывание (не > 15 слов, включая предлоги), в крайнем случае словарный диктант (не > 15).
⠀Ошибки в тех орфограммах, которые не изучаются в 1 классе, не учитываются.

⠀Для СО: словарные слова не зубрите.
⠀Сделайте картонные карточки, напишите слова печатными буквами (высотой не < 5 см), выделяя важные буквы удобным вам способом.

И по мере интереса и востребованности прикрепляйте каждое слово магнитом к холодильнику. Даже если ребёнок ещё не читает.

⠀Например, рассаживается семья за столом полакомиться арбузом. Прикрепляете карточку со словом «арбуз» и обыгрываете ситуацию. Когда малыш захочет, пусть отнесёт эту карточку в свою комнату, к примеру, прикрепит к доске, нарисует рядом арбуз, спишет слово. Этого достаточно. В конце года пропишете слова в тетрадке.

⠀ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ

⠀Правильное, плавное чтение незнакомого текста с пониманием смысла прочитанного. Ориентировочный темп чтения незнакомого текста – 20-35 слов в минуту.

⠀Проверка скорости чтения в школах отменена.
⠀Измеряя темп чтения дома, не акцентируйте на этом внимание, не делайте этого против желания ребёнка.
⠀Скорость чтения имеет значение только в школе, т.к. читающий медленно ученик отстаёт от остальных в выполнении заданий. Дома же он всё выполняет в своём собственном ритме, и постепенно темп чтения будет увеличиваться.

⠀МАТЕМАТИКА

⠀Знать:
⠀- названия и последовательность чисел от 0 до 20;
⠀- названия и обозначение действий сложения и вычитания, их компонентов и результата (слагаемое, слагаемое, сумма; уменьшаемое, вычитаемое, разность);
⠀- таблицу сложения чисел в пределах 20 и соответствующие случаи вычитания.

⠀Уметь:
⠀- записывать и сравнивать числа в пределах 20;
⠀- решать примеры в 1 – 2 действия, задачи в 1 действие в пределах 10.
Первый класс 3

Первый класс 3

⠀Во время домашних занятий с ребёнком как можно дольше обходитесь без оценок. Даже если планируете со временем вернуться в школу.
⠀Наша задача - сохранить природную любознательность детей, пробудить их истинные интересы и желания.
⠀Оценки необходимы лишь школьной системе, где им определена роль «кнута и пряника». Это инструмент отчётности и искусственный мотиватор (эффективность которого очень спорна).
⠀По факту система оценивания в российских школа трёхбалльная: «1» не используется, с итоговой оценкой «2» учителя очень осторожничают. Остаются «3», «4» и «5».
⠀Три балла для определения уровня развития наших детей!
⠀Стоит ли относиться к такому оцениванию серьёзно? (И не настораживает ли вас то, что слова «оценка» и «цена» однокоренные?)

⠀К вопросу: «Успеем ли выучить?»

⠀Не стремитесь «успеть». Образование - не итог, это процесс. Он бесконечен. Он длиною в жизнь!
⠀Школа вынуждена делить этот процесс на удобные ей «отрезки», «блоки», «ступени», потому что школа - это система. Иначе системы не работают.
⠀А вы не в школе. Вы на воле! Заглядывайте в программу, но изредка. ПА сдавать не раньше 2-го класса, т.е., у вас не один, а два года в запасе. Поэтому не оттачивайте каждое умение сегодня. Оно обратится в навык само собой, со временем.
⠀И прописная буква А станет идеальной не в прописи, а в текстах ребёнка через год. И таблица сложения до 20 отлично запомнится, возможно, к середине 2-го класса. В процессе её практического использования, а не зубрёжки. Вовлекайте малыша в ежедневную практическую деятельность с числами!
⠀И практикуйте опережающее обучение. Всегда доверяйте детям задачи шире и глубже, чем их опыт или программа любого предмета!
⠀Уже в начале 1 класса можно показать малышу, как сложить в столбик 1111 и 2222. И сообщить, что теперь он умеет складывать тысячи!
⠀Радость ребёнка обеспечена!
⠀А это главное.

⠀Не ведите с ребёнком и при ребёнке негативных разговоров о школе, не пугайте школьными трудностями и неудачами ради послушания.
⠀Никто не знает, что будет завтра. Вполне возможно, что однажды ребёнку школьником стать придётся. Лучше ему быть свободным от тревог и страхов по этому поводу.

⠀Многие родители переживают: а как же праздник, первая линейка 1 сентября?
⠀Спросите ребёнка, хочет ли он отпраздновать свой собственный «День знаний», и если да, то как?
⠀Можно сходить на линейку в школу, посмотреть, как этот праздник проходит там.
⠀Если ребёнок в школу зачислен, пусть в этот день познакомится с библиотекой и торжественно получит свои первые учебники. (Об этом с библиотекарем надо договориться заранее).

⠀Всё в ваших силах и в ваших руках.
⠀Вы - творцы!
⠀Удачного учебного года!
Общение с органами власти 1

Общение с органами власти 1

⠀Самая распространённая проблема родителей на СО - отсутствие правовой грамотности и культуры, неумение вести деловые (официальные) отношения с представителями органов власти. И как следствие - бесконечные конфликтные ситуации, неуверенность в собственных силах и правильности выбора, и даже отказ от своих прав.
⠀Родители, обладающие правовой культурой - большая редкость. Мы привыкли чиновникам всегда верить на слово, заранее чувствовать себя «подчинёнными» и бесправными. Именно по этой причине чиновники всех уровней так самоуправствуют. И винить никого не надо, это только наша общая «заслуга»! Осознанно идёшь на поводу у неграмотных администраторов (тебе лень читать законы или страшно отстаивать свою волю) - вини только себя. Потому что все причины в тебе! Изменишь себя - изменится и окружающий тебя мир бюрократии.

⠀Тема СО - она о детях. И наша правовая безграмотность бьёт в итоге по ним!
⠀Давай меняться!

⠀Первое и главное, что нужно помнить в каждой ситуации: основа ВСЕХ официальных взаимодействий - это федеральные законы.
⠀Законы нужно знать! Находи, распечатывай, вникай, анализируй, консультируйся. Не ожидай от чиновников особого профессионализма, это редкость.
⠀Чиновники не читают законы, они живут по инструкциям «сверху». И у них нет цели помочь тебе. Их цель - не ошибиться в исполнении инструкций, чтобы не разгневать вышестоящее начальство.
⠀Твоя цель - не увлечься борьбой, а выстроить отношения сотрудничества.

⠀Поэтому следующее правило: никакой агрессии, лишней нервозности и суетливости. Только спокойствие, уверенность и доброжелательный тон.
⠀Чиновники – обычные люди. Они боятся ошибок и неприятностей, связанных со всем новым, боятся неожиданностей. Потому что это требует принятия решений, «непрописанных в инструкции». Потребуется время, чтобы они поняли: мы настроены на партнёрство, и каких бы проблем в общении не было вчера, завтра мы готовы к продолжению диалога. Нервозность со временем должна уйти с обеих сторон. Нужно помочь любому чиновнику прийти к пониманию: именно сотрудничество выгодно обеим сторонам. Ведь это действительно так!
⠀Запасись терпением, скорых результатов не жди.

⠀Как общаться, устно или письменно?
⠀Деловые отношения всегда предусматривают письменный результат, и только он имеет юридическую силу.
⠀Но и без устного общения обойтись не получится. Оно необходимо, но должно сводиться к минимуму, быть чётким и доброжелательным, способствовать построению отношений сотрудничества.

⠀И письменное, и устное общение с представителями органов власти строится по определённым правилам.

⠀Об этих нюансах - следующий пост.
Общение с органами власти 2

Общение с органами власти 2

⠀Правила УСТНОГО общения с представителями органов власти.

⠀Не трать своё время и нервы на общение с неизвестными лицами, с некомпетентными специалистами. Ни по телефону, ни при личной встрече.
⠀Например:
⠀- Уведомление УО о переходе на СО по закону - это исключительно письменная процедура, не требующая никаких дополнительных бесед. Ни с кем.
⠀- Общение с секретарём в любой организации должно быть минимальным: «Здравствуйте, зарегистрируйте, пожалуйста, моё заявление». Всё. Основная функция секретаря состоит именно в приёме документов от граждан.
⠀Консультирование, ведение споров в перечень обязанностей секретаря не входит и является превышением полномочий.
⠀Отказывать в приёме и регистрации документов секретарь не имеет права.

⠀Если звонят тебе, всегда начинай разговор с вежливой просьбы представиться и с сообщения, что твой телефон ведёт запись всех разговоров. Запиши ФИО, должность того, с кем разговариваешь. Всё это с самого начала даст понять чиновнику, что разговаривает он с грамотным и основательным человеком, это поможет ему вести беседу в уважительном тоне и свести к минимуму количество неточной или перевранной информации.
⠀А тебе это может пригодиться в случае, если придётся писать жалобу: ведь её не составишь без точных данных.
⠀Не пытайся решить глобальные вопросы в разговоре. Устная беседа не имеет никакой юридической силы.
⠀Грубый тон пресекай сразу: прощайся и прерывай связь.

⠀Если звонишь ты, имей при себе чёткий план разговора, блокнот и ручку. Если чего-то недопоняла в процессе разговора - не стесняйся переспросить. Это лучше, чем вдогонку несколько раз перезванивать. В конце разговора поблагодари собеседника за внимание.

⠀Никогда не спеши! Вопросы СО практически никогда не требуют срочного, немедленного реагирования.
⠀Встречи с чиновниками назначай на максимально удобное ДЛЯ СЕБЯ время. Лучшее для тебя - это время, когда ты никуда не торопишься, хорошо себя чувствуешь физически, когда вопрос обсуждения тщательно изучен, все бумаги на месте и в порядке, и когда к тебе может присоединиться кто-то из близких (муж, брат, сестра, подруга, а может, даже знакомый юрист), если это нужно тебе.

⠀Частая практика: на встречу приглашает один специалист, а за столом оказывается целая группа людей. Ты вправе попросить всех представиться и сообщить тебе цель их присутствия. Если ты считаешь, что в этом нет необходимости, спокойно скажи об этом.

⠀Если в процессе беседы с чиновниками ты чувствуешь их психологическое давление, неуважение или даже грубость, вежливо заканчивай разговор и прощайся.

⠀На собеседованиях никогда ничего нового не подписывай. Новые бумаги (или их копии) со словами: «Мне нужно посоветоваться с моим юристом» забирай с собой домой (при этом юриста у тебя может и не быть, разберёшься с помощью наших постов и интернета).

⠀Ни при каких условиях на беседу с чиновником не приводи ребёнка. Побереги его психику.

⠀Ребёнка 14-18 лет (переходящего или перешедшего на самообразование) не оставляй с чиновниками наедине. Всегда находись рядом.
Общение с органами власти 3

Общение с органами власти 3

✍ Правила ПИСЬМЕННОГО общения с представителями органов власти.

⠀Общаться на тему семейного образования ребёнка родителям придётся:

⠀1) с администрацией школы, с которой взаимодействует ваша семья;

⠀2) с УО (районным, городским отделом, комитетом образования, курирующим работу школ на территории вашего проживания): при уведомлении о переходе на СО, а также при возникновении проблем с организацией очной ПА в школе, с целью привлечь УО к устранению данных недочётов.

⠀В особо сложных ситуациях семья может обращаться за помощью в администрацию города (района), в региональные ведомства: краевые, областные департаменты и министерства образования, в Министерство просвещения РФ, а также в Рособрнадзор и прокуратуры - района, региона, РФ. Данные об этих организациях легко найдёшь с помощью Интернета.

⠀До того, как соберёшься вступить в переписку с перечисленными ведомствами, прочти ФЗ N 59 «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» от 02.05.2006.
⠀Письменные обращения граждан в РФ рассматриваются в строгом соответствии с этим законом.
⠀Знание содержания этого закона обязательно для любого государственного служащего. Правильность его выполнения контролируется прокуратурой.

⠀Пиши заявления грамотно и аккуратно, излагай суть обращения последовательно, чётко, без лишних эмоций.
⠀Все заявления должны быть составлены и зарегистрированы в 2-х экземплярах. Один экземпляр оставляй в учреждении, второй (со штампом регистрации и номером входящего документа) бережно храни дома в доступном месте.

⠀Регистрация письменных обращений граждан - прямая обязанность секретаря.

⠀Практически все государственные учреждения имеют собственные сайты. Если хочешь написать в соответствующую структуру по Интернету, найди на сайте специальный раздел и заполни форму обращения. На некоторых сайтах есть возможность прикрепить необходимые для рассмотрения документы в электронном виде.

⠀Если секретарь принимать документ отказывается, отсылает тебя к каким-то другим специалистам, демонстративно записывай ФИО секретаря и сообщай ему, что если твоё заявление не будет немедленно оформлено должным образом, нарушение секретарём своих прав ты будешь обсуждать с прокуратурой.

⠀Не жди быстрого решения вопроса. Сроки рассмотрения обращения в некоторых случаях могут затянуться до 60 дней, ответ в итоге может оказаться неконструктивным.
⠀Будь к этому готова и сильно не расстраивайся: таков уж мир бюрократии. При затяжной переписке каждый новый официальный ответ даст тебе возможность проанализировать ситуацию ещё глубже и делать следующие шаги максимально обдуманно.

⠀Для того, чтобы сократить время споров с органами власти на местах, начать рассмотрение своего вопроса можно с обращения в вышестоящие (лучше - в федеральные) органы.
⠀Например, волнуешься, что твоего ребёнка заставят сдавать ПА ежегодно, да ещё и в одной строго определенной школе? Задай на сайте Министерства просвещения РФ вопрос, например: «Правильно ли я понимаю, что согласно ФЗ ребёнок на СО имеет право учиться по собственному учебному плану и аттестовываться не ежегодно, а по мере собственной необходимости и в объёме изученного им материала?»
⠀Получаете положительный ответ и предъявляете его несогласным местным чиновникам.

⠀Особо - о крайних случаях. Деятельность таких органов, как комиссии по делам несовершеннолетних и отделы опеки и попечительства могут иметь для семьи опасные последствия. Пристальное внимание их может возникнуть неожиданно и к любой семье, независимо от статуса и социального положения (для полноты понимания вопроса изучи функции, права и обязанности этих организаций).

⠀В случае повышенного внимания данных органов к твоей семье, к твоему ребёнку, немедленно отправляй жалобы - в эти органы и одновременно в контролирующее их ведомство (например, в прокуратуру). В жалобе подробно описывай всё, что предпринято против вашей семьи (что сказано, сделано, кем - ФИО, должности) и проси немедленно прекратить преследование и найти виновника, ответственного за возникновение ситуации, угрожающей семье и твоему ребёнку.
ГИА 1

ГИА 1

⠀Обязательными для ребёнка за весь период получения среднего общего образования являются следующие аттестации:
⠀1) 9 класс: ПА (допуск к итоговой аттестации), собеседование по русскому языку, государственная итоговая аттестация (ГИА);
⠀2) 10 класс - ПА;
⠀3) 11 класс: ПА (допуск к итоговой аттестации), итоговое сочинение (изложение для определённых лиц) в декабре перед сдачей итоговой аттестации, ГИА.

⠀Государственная итоговая аттестация (ГИА) - это первые обязательные государственные экзамены ребёнка. Положительные результаты ГИА дают право на получение аттестата.

⠀Обязательность ГИА утверждена ФЗ 273 «Об образовании в РФ» (ст. 59 ч. 3):
⠀«Итоговая аттестация, завершающая освоение основных образовательных программ основного общего и среднего общего образования, основных профессиональных образовательных программ, является обязательной».

⠀ГИА в 9 классе - это основной государственный экзамен (ОГЭ).
⠀ГИА в 11 классе - это единый государственный экзамен (ЕГЭ).
⠀ГИА для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), а также для учащихся воспитательных заведений закрытого типа - это государственный выпускной экзамен (ГВЭ - 9, ГВЭ - 11).

⠀Допуском к итоговой аттестации является ПА по предметам 9, 11 классов с результатами не ниже удовлетворительных (т.е. без «2»-ек) и в 9 классе собеседование по русскому языку, а в 11 классе итоговое сочинение (изложение) с результатом «зачёт».
⠀На СО допуск к ГИА можно получить в любой, имеющей лицензию и аккредитацию, школе - дистанционно или очно, на ваш выбор.
⠀Допуск получен? Далее до 1 марта в 9 классе, а в 11 классе - до 1 февраля пишете заявление о зачислении в школу для прохождения ГИА и прилагаете к нему личное дело с итогами ПА и собеседования (сочинения).

⠀Закон об образовании не содержит запрет на перерыв между ПА и сдачей ГИА. Поэтому после получения допуска к ГИА можно не сдавать ГИА в этом же году, а например, сдать через год (после успешно сданной ПА ребёнок отчисляется и приходит с заявлением о зачислении для прохождения итоговой аттестации через год - обязательно до 1 марта в 9 кл. и до 1 февраля в 11 кл.).

⠀Согласно ФЗ 273 «Об образовании в РФ» среднее образование (11 классов) в России обязательно. Программу 10-11 классов можно освоить в общеобразовательной школе либо на базе учебных заведений среднего специального или среднего профессионального образования.

⠀Однако действует данное требование лишь до совершеннолетия обучающегося: «Требование обязательности среднего общего образования применительно к конкретному обучающемуся сохраняет силу до достижения им возраста 18 лет, если соответствующее образование не было получено обучающимся ранее» (ФЗ 273 ст. 66 ч. 5).
⠀⠀
⠀То есть, оставить образовательную организацию, не завершив образование в России, возможно.
⠀Это важно для семей, в которых планируются альтернативные варианты развития и самоопределения ребёнка, не связанные с общепринятой российской системой (т.е. для семей, в которых аттестаты об образовании не имеют особой ценности).

⠀Это означает, что законные возможности избавить ребёнка от сдачи и ОГЭ, и ЕГЭ всё-таки существуют.
ГИА 2

ГИА 2

⠀Порядок ГИА един для всех форм получения образования и обучения. На сегодня он определён государством в следующих нормативных актах:
⠀ГИА в 9 классе (ОГЭ) – Приказ Минпросвещения России N 189, Рособрнадзора N 1513 от 07.11.2018 «Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования».
⠀ГИА в 11 классе (ЕГЭ) – Приказ Минпросвещения России N 190, Рособрнадзора N 1512 от 07.11.2018 «Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования».

⠀Минпросвещения РФ ежегодно вносит изменения в процедуру ГИА. Родителям выпускников и самим выпускникам обязательно нужно следить за нововведениями. Но не по статьям в интернете и не в беседах со знакомыми, а напрямую - с помощью официальных сайтов ОГЭ, ЕГЭ и Федерального института педагогических измерений (ФИПИ). Именно там достоверная актуальная информация предоставлена в полном объёме: вся нормативно-правовая база, новости, демоверсии контрольных измерительных материалов и т.д.

⠀Итак, ГИА - 2020.
⠀Обязательными дисциплинами для ОГЭ, ЕГЭ и ГВЭ остаются две: русский язык и математика (включение истории в список обязательных для ЕГЭ пока только обсуждается в Минпросвещения).
⠀Кроме обязательных дисциплин, на ОГЭ, ЕГЭ нужно сдать и предметы по выбору. Из списка: биология, география, иностранный язык, информатика, история, литература, обществознание, химия, физика - выпускники 9 класса выбирают 2 предмета, а 11-классники - столько, сколько необходимо для поступления в вуз (любое количество).
⠀Для сдачи ГВЭ достаточно двух обязательных дисциплин (для детей с ОВЗ и детей-инвалидов ГИА имеет целый ряд особенностей, изучать их нужно отдельно).

⠀Для СО:
⠀По предметам, которые не будут изучаться в 11 классе, ЕГЭ можно сдать в 10 классе (см. ст. II, ч. 10 Приказа Минпросвещения России N 190, Рособрнадзора N 1512).
⠀Срок сдачи ЕГЭ не зависит от возраста. Можно сдать все обязательные для ЕГЭ аттестации досрочно и таким образом досрочно закончить 11 класс.
⠀Сертификат ЕГЭ действителен в течение четырех лет, следующих за годом сдачи экзамена.

⠀Абитуриент, не поступивший в вуз в текущем году, может в следующем году попытаться улучшить баллы ЕГЭ - пересдать один или несколько предметов.
⠀В таком случае выпускник будет иметь на руках 2 действительных сертификата ЕГЭ, и какой из них предоставить при поступлении в вуз - он выбирает сам.

⠀Выпускники прошлых лет, люди с дипломом о среднем профессиональном или высшем образовании могут поступать в вуз без предоставления результатов ЕГЭ - на основе вступительных испытаний, проводимых вузом.

⠀Есть повод задуматься: стоит ли так рьяно рваться в 11 класс? Не лучше ли после 9 класса продолжить обучение в техникуме, в училище, в колледже при вузе, и только затем, более осознанно, поступать в вуз?
⠀После 11 класса не лучше ли вместо продолжения гонки дать себе время успокоиться и возможность услышать себя?
⠀Год на «перезагрузку», на поиск и осмысление собственных предпочтений, на спокойное изучение вариантов своего дальнейшего развития...
⠀Это может стать лучшим подарком на совершеннолетие.
Персональные данные 1

Персональные данные 1

⠀Прежде чем переходить к теме обработки персональных данных (ПД) детей при получении ими образования, к теме безопасности ПД детей и членов всей семьи, нужно разобраться с основополагающими фактами:
⠀1) ваши персональные данные являются вашей собственностью;
⠀2) они находятся под защитой государства.

⠀⭕ Жилище неприкосновенно. Никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нём лиц иначе как в случаях, установленных ФЗ, или на основании судебного решения (Конституция РФ, ст. 25).

⠀⭕ Каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени. Каждый имеет право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Ограничение этого права допускается только на основании судебного решения (Конституция РФ, ст. 23).

⠀⭕ Если иное прямо не предусмотрено законом, не допускаются без согласия гражданина сбор, хранение, распространение и использование любой информации о его частной жизни, в частности, сведений о его происхождении, о месте его пребывания или жительства, о личной и семейной жизни (ГК РФ ст. 152.2 ч. 1).

⠀⭕ О наказании за незаконное собирание или распространение сведений о частной жизни лица, составляющих его личную или семейную тайну, без его согласия либо распространение этих сведений в публичном выступлении, публично демонстрирующемся произведении или средствах массовой информации - УК РФ ст. 137.

⠀Мы стали забывать о своих правах, о себе, о собственном достоинстве. Каждого постучавшегося в дом чаще всего автоматически считаем лицом официальным, уполномоченным задавать нам любые вопросы. Нравится нам или нет - на вопросы мы отвечаем и добровольно передаём личные данные (о себе, о членах своей семьи), практически не задумываясь ни о правомерности происходящего, ни о возможных негативных последствиях.
⠀Это наш выбор, так решили сами! И это становится распространённым неписаным правилом, которым активно начинают пользоваться различные официальные структуры.

⠀В Телеграм-чате СО - полные тексты статей УК и ГК РФ.

⠀Другими словами - мы сами их ПРОВОЦИРУЕМ менять «правила игры»! И вот уже становятся «совершенно естественными» посещения семей:
⠀- учителями (со сбором абсолютно ненужной для обучения детей информации о семье, с составлением акта посещения, и объём входящей в него информации растёт из года в год);
⠀- соцработниками;
⠀- служащими ЖКХ;
⠀- медработниками;
⠀- и т.д., вплоть до визитов распространителей рекламы.
⠀Нам НЕУДОБНО отказать, страшно показаться невежливыми, боязно заявлять о своих правах.
⠀Учителей обязуют собирать о семье полный пакет информации для «социального паспорта класса» (в разных регионах он может называться по-разному). Этот «паспорт» включает даже сбор данных о детях семьи не школьного возраста с их датами рождения и номерами детских садов, данные об уровне образованности родителей, их доходах, о сожителях (!), номера СНИЛСов детей, медицинских полисов, информацию о внешкольной занятости (с ФИО руководителей секций, адресами учреждений, почасовым расписанием занятий) и т.д. ⠀Для записи в школьные кружки уже требуется целый пакет отдельных документов (хотя школьные кружки - только для учащихся данной школы, уже в школу оформленных!).
⠀Кроме актов посещения семей и заполнения анкет для «соцпаспорта» семьи, родителей во многих регионах стали обязывать сдавать полную информацию о предстоящем отдыхе детей на каникулах. В течение учебного года запрашивается дополнительная информация на самые разные темы.
⠀Часто ли ты заявляешь о несогласии с происходящим? Нет, конечно. Почему? У каждого свой ответ на этот вопрос, но основной из них: «Страшно. Не хочу выделяться».
⠀Общую глобальную ситуацию мы создаём и меняем именно так. Собственноручно.
⠀Только в нас все причины.